����� �����
Главная / О центре / Статьи / Психоанализ и динамические психотерапии

Психоанализ и динамические психотерапии

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

Различный выбор и комбинация основных терапевтических принципов предполагает соответствующие характерные комбинации целей и наоборот. Роджеровская недерективная психотерапия (клиенто-центрированная терапия) может служить в качестве иллюстрации этого. Она заключается, главным образом, в эмпирической манипуляции ( в смысле предложения пациенту нового опыта почувствовать себя принятым, взять на себя ответственность за происходящее и таким образом почувствовать доверие к себе и независимость) и в прояснении.Кажется, что и то и другое действуют одинаково.Тем не менее, некоторые авторы приписывают приоритет одного принципа над другим; одни считают принцип прояснения подчиненным принципу манипуляции, тогда как другие приписывают главную роль инсайту через прояснение и считают манипуляцию зависимой по отношению к нему. Насущная цель психотерапии может быть определена как достижение реальной объективной перспективы в Эго по отношению к себе и к окружению

и в то же время манипулирование Эго в напрвлении независимости и доверия к себе. Характерно, что даже продукция материала в клиенто-ориентированной терапии служит одновременно как манипулятивная мера, связанная с независимостью пациента и взятием на себя ответственности и с минимумом помощи от терапевта. Короче говоря, усиленное Эго будет оказывать лучший контроль над проясненными паттернами реакций, которые будут выглядеть теперь в объективном свете.

В отношении второго положения можно сказать, что различные психодинамические психотерапии характеризуются изменением одного или более терапевтических процессов и процедур психоанализа, т.е. когда различные техники используются с целью ускорения любой из этих операций. Соответственно можно выделить терапии, где технические модификации используются для ускорения процесса продукции материала или для более активной и быстрой утилизации или для облегчения процесса ассимиляции или, наконец, для ускорения процесса переориентации и приспособления.

Очевидно, что техники, которые ставят целью продукцию и утилизацию материала, могут быть более легко приспособлены к цели активной психотерапии, чем процесс ассимиляции и особенно процесс достижения инсайта через интерпретацию и процесс приспособления.

Поскольку процесс продукции материала наиболее легко поддается ускорению, существует множество способов, чтобы достичь этого. Общим для всех методов, ускоряющих продукцию материала, является то, что они конфронтируют проблемами ассимиляции ( на процессы ассимиляции и приспособления влиять гораздо труднее).

Обычно используются два способа решения этой проблемы. Один из них носит теоретический характе и заключается в принятии классической теории или ее изменении (неокатарсис Ференчи).Продукция материала и процесс лечения здесь являются тождественными процессами, происходящими одновременно. Такая теоретическая реинтерпретация, скорее, пытается перехитрить проблему, чем ее решить. Второй способ заключается в использовании двухактового лечения, где бессознательный материал сначала немедленно разоблачается, а затем пациенту оказывается активная помощь в процессе ассимиляции и приспособления, т.е. в манипулировании им различными способами (т.е. при помощи “эмоционального тренинга”).

Третий момент заключается в смещении акцента с инсайта через интерпретацию на эмпирическую манипуляцию. Похоже, что это стало общей тенденцией в различных типах динамических терапий.В качестве иллюстрации может служить утверждение Александера и Ференчи:”Инсайт часто является результатом эмоционального приспособления, а не причиной его” и вЂњРоль инсайта переоценивается”.

В детском анализе (особенно с необычными детьми) и в психотерапии правонарушит елей и психотиков это смещение акцента является естественной адаптацией метода психоанализа к особым условиям. Сейчас это смещение акцента применяется и в первоначальном методе. Это демонстрирует попытку приспособить не только технику, но и теорию неврозов к манипулятивной технике, как например в теории переживания первоначальной травмы или или в адаптировании теории, что неврозы происходят из-за неудачи в межперсональных отношениях в младенчестве и детстве.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12