����� �����
Главная / О центре / Статьи / Психоанализ и динамические психотерапии

Психоанализ и динамические психотерапии

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

Технические манипуляции можно использовать как в положительной, так и в отрицательной форме: для продуцирования или благоприятного отношения к лечебной ситуации или для удаления обструктивных тенденций (т.е. тенденций препятствующих прогрессу терапии). Простой пример последнего положения: пациент приходит к терапевту под некоторым авторитетным влиянием, на которое он кажется обижен. Когда, как реакция на это, терапевт заставляет пациента понять, что вопрос о том обсуждать или не обсуждать его проблемы полностью зависит от него, и что его решение, каким бы оно не было будет встречено с одобрением, терапевт восстанавливает свободу выбора пациента и таким образом убирает мотив для обиды и страха в отношении лечения.

Это техническая манипуляция постольку, поскольку она изначально служит цели способствованию продвижения лечения (в этом случае, для того, чтобы удержать пациента на лечении). Манипуляция также является технической, когда убеждаем пациента, который боится испытать воздействие «против его воли и его знаний», что он не должен принимать никаких объяснений, когда он не полностью уверен в их ценности и представленных доказательствах. Это манипуляция в смысле НЕЙТРАЛИЗАЦИИ определенных эмоциональных сил, которые представляют препятствия для лечения. Когда мы пытаемся продвинуть лечение убеждая фобического пациента предстать перед лицом своих страхов или активируя другими путями тревожности пациента, чувства вины, и т.д., это можно определить как манипуляция противоположностью, манипуляция МОБИЛИЗИРУЮЩЕГО типа.

Более важны терапевтические типы манипулирования, которые предназначены для продуцирования приспособительных изменений, при том, что временами может быть трудно четко разделить две эти функции, потому что одни и те же меры служат обеим целям. Вновь приведем простой пример: пациент обращается к терапевту за помощью, не из истинного желания получить помощь, а вследствие того, что он хочет ублажить авторитетное лицо, которое предложило ему пойти на лечение. Когда терапевт узнает о такой ситуации, заставляет пациента чувствовать, что от него ожидается, чтобы он действовал под свою собственную ответственность, желание пациента ублажить авторитетное лицо будет подталкивать его на то, чтобы принять на себя ответственность. Это нельзя рассматривать как случай исключительно технического манипулирования, особенно в связи с тем, что пациент не имеет никаких возражений лечению; это может проявиться скорее как первый шаг в направлении нового приспособления, даже при том, что это инициируется использованием желания пациента ублажить. В таком случае можно говорить о манипулировании в смысле ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЯ эмоциональных систем существующих в пациенте на «приспособительное» изменение (от подчиненности к независимости).

Однако, есть еще один аспект терапевтического манипулирования, который не покрывается обсужденными на данный момент типами манипулирования. Это можно назвать ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ манипулированием. Можно подвергнуть пациента «новому» переживанию, новому в том смысле, что он не переживал его ранее (или с самого детства), или потому что не представилось такой возможности, или потому вЂ” что более вероятно вЂ” что возможность не была признана как таковая вследствие подавления или нарушенных восприятий. Исследуем примеры процитированные выше с этих позиций: тот факт, что в одном случае терапевт предложил свободу выбора там, где пациент вероятно ожидал, что его будут заставлять, и что в другом случае терапевт не принял подчиненность пациента просто, а наоборот ободрял и даже ожидал от него принятия ответственности за себя, может быть первым опытом такого рода в отношении пациента к авторитету. (Его прошлые опыты или нарушенные восприятия могли быть такими, что авторитеты требовали от него подчинения.)

Есть еще в отношении этого: когда пациент действительно берет ответственность, он может иметь еще один «новый» опыт. Он узнает вЂ” опять возможно впервые вЂ” что он может брать ответственность, и делать это успешно. Повторяющиеся переживания подобного рода могут усиливать его уверенность в себе, и таким образом его ответственность за себя. Другими словами, пациент приобретает не только новый опыт в отношении к объекту (авторитетной фигуре), но также и в отношении к самому себе.

Общим знаменателем этих терапевтических мер, как представляется является «влияние через переживание». Такое переживание может нейтрализовать или корректировать существующие отношения основанные на противоположных (действительных или воображаемых) переживаниях в инфантильном прошлом или на усиленных латентных тенденциях или возможно даже установлении «новых» эмоциональных систем в пациенте, которые будут действовать в направлении приспособительного изменения. Можно рассматривать это также как «обучение через переживание». Такие впечатления часто повторяются, могут быть эквивалентны тому, что называлось ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ (Alexander and French, 3).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12